Положение
в внутришкольном контроле
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Ижевская средняя общеобразовательная школа
имени К.Э. Циолковского"
Спасского муниципального район Рязанской области
(Утверждено на заседании педагогического совета 31.08.2017,
введено в действие приказом от 31.08.2017 №131)
1. Положение в внутришкольном контроле в
бюджетном
общеобразовательном
общеобразовательная
школа
учреждении
имени
К.Э.
Муниципальном
"Ижевская
Циолковского"
средняя
Спасского
муниципального район Рязанской области устанавливает общие подходы к
проведению внутришкольного контроля в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении "Ижевская средняя общеобразовательная
школа имени К.Э. Циолковского" Спасского муниципального район
Рязанской области (далее – соответственно: настоящее Положение, Школа).
Внутришкольный
контроль
(далее
–
ВШК),
выступая
инструментом самооценки деятельности Школы,
целесообразную,
систематическую,
ключевым
представляет собой
оперативную,
коллегиальную,
объективную деятельность по получению и обработке информации о ходе и
результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе
соответствующих
управленческих
решений
и
включает
наблюдение,
изучение, анализ и оценку эффективности деятельности исполнителей, а
также уровня их готовности к выполнению задач, определенных нормативноправовыми
актами
федерального,
регионального,
муниципального
и
локального уровней.
2. Цели ВШК направлены на соотнесение реального положения с
запланированным, выявление качества организации того или иного дела,
1
направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса,
определение результативности учебной и воспитательной работы в целом и
способствуют достижению высоких результатов деятельности Школы.
Цели ВШК конкретизируются с учетом различных аспектов: кадровых,
финансовых, материально-технических, психолого-педагогических и др.
Выбор целей зависит от общих задач, которые решаются Школой в
текущем учебном году.
3. В практике организации ВШК решаются следующие задачи:
1) определить участников контроля;
2) наметить программу контроля (выделить основные вопросы
проверки);
3) изучить необходимую документацию, связанную с объектом
проверки (учебные программы, тематические и поурочные планы, материалы
предыдущих посещений, классные журналы, работы обучающихся);
4) распределить рабочее время, оптимально используя его для
наблюдения за выделенными в плане объектами контроля.
4. План ВШК является органической частью годового плана работы
школы и связан с другими его разделами.
5. Принципы ВШК:
1) высокая компетентность, научно-теоретическая и методическая
подготовка субъекта контроля;
2) способность субъекта контроля, не только умело вскрывать
недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное,
достижения в работе педагогических работников и обучающихся, выявлять
причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно
изучать, обобщать и внедрять все новое и передовое;
3) придание контролю общественного характера: привлечение к
проверкам
председателей
методических
объединений,
лучших
педагогических работников, членов Совета Школы;
2
4) гласность контроля, обеспечиваемая, во-первых, его плановым
характером (основные задачи, направления и объекты контроля, внесенные в
годовой план работы школы и утвержденные на педагогическом совете) и,
во-вторых,
информированием
педагогического
коллектива
и
контролируемого лица о результатах контроля. (Гласность контроля тесно
связана с персональным и коллегиальным поиском причин, выявленных
достижений, недостатков и с разработкой путей устранения последних.);
5) органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним
анализом проверяемых объектов (педагогических явлений, процессов,
деятельности педагогических работников и обучающихся), конечной целью
которого является принятие определенных педагогических и управленческих
решений и прогноз относительно дальнейшего развития изучаемого процесса
или его компонентов.
6. Эффективность ВШК обеспечивается следующими факторами:
1)
изучение
(даже
исследование)
системы
деятельности
педагогического работника, накопление информации о его работе на основе
методологически верных целей и хорошо продуманной программы,
аргументированных рекомендациями прогрессивной дидактики, теории
воспитания, возрастной и педагогической психологии;
2) подчинение контроля задачам оказания педагогическому работнику
конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия
в росте его педагогической квалификации;
3)
установление отношений
сотрудничества между
субъектами
контроля и педагогическими работниками на основе внимательного
отношения к их творческим исканиям, глубокой заинтересованности в
развитии
индивидуального
своеобразия
учителя,
искренней
веры
в
потенциальные возможности педагога работать лучше;
4) планирование объектов, целей и задач контроля с учетом мнений
педагогического
коллектива,
выводов
методических
объединений
педагогических работников, предложений аттестационных комиссий;
3
5) согласование содержания и форм контроля непосредственно с
педагогическим работником, принимая во внимание его соображения об
имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической
практике;
6) развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в
смысле
опережающего
уведомления
педагогического
коллектива
о
конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного
информирования учителей о результатах проверки состояния дел в Школе;
7) безусловное сохранение за педагогическим работником права на
утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической
целесообразности своих методических позиций и теоретических взглядов.
7. Основными объектами ВШК выступают:
1)
состояние
организационно-педагогических
условий
успешной
работы школы;
2) состояние учебной работы в Школе;
3) состояние воспитательной работы в Школе;
4) качество и эффективность работы педагогических работников
(качество обучения/ воспитания, выполнения учебных/ воспитательных
программ, рост профессионального мастерства как результат повышения
квалификации и самообразования и др.);
5) качество и эффективность работы учащихся (посещаемость учебных
занятий, успеваемость, качество знаний, умений и навыков, формирование
нравственных качеств и др.);
и др.
8. Планирование ВШК предполагает последовательное определение:
1) целей контроля;
2) объектов контроля;
3) изучаемых вопросов;
4) сроков проведения контроля;
5) участников контроля;
4
6) видов подведения итогов;
7) сроков проверки исполнения предложений.
9. Виды ВШК:
1) предварительный;
2) текущий;
3) итоговый.
10. Типы ВШК:
1)
тематический
(проводится
по
конкретному
направлению
деятельности Школы);
2) персональный (предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности конкретного педагогического работника);
3) классно-обобщающий (осуществляется в конкретном классе/
параллели).
11. Основаниями ВШК выступают:
1) план ВШК на текущий учебный год;
2) проверка состояния дел, вызванная поручением органа управления
образованием;
3) обращение по поводу нарушения действующего законодательства об
образовании.
При проведении планового контроля дополнительное предупреждение
контролируемого педагогического работника не требуется.
При
проведении
оперативной
проверки
контролируемый
педагогический работник предупреждается о предстоящей проверке не
менее, чем за 1 день до ее проведения.
12. Результаты ВШК фиксируются в аналитической справке, справке о
результатах ВШК, докладе о состоянии дел, иной форме.
5