Положение в внутришкольном контроле в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Ижевская средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского" Спасского муниципального район Рязанской области (Утверждено на заседании педагогического совета 31.08.2017, введено в действие приказом от 31.08.2017 №131) 1. Положение в внутришкольном контроле в бюджетном общеобразовательном общеобразовательная школа учреждении имени К.Э. Муниципальном "Ижевская Циолковского" средняя Спасского муниципального район Рязанской области устанавливает общие подходы к проведению внутришкольного контроля в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Ижевская средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского" Спасского муниципального район Рязанской области (далее – соответственно: настоящее Положение, Школа). Внутришкольный контроль (далее – ВШК), выступая инструментом самооценки деятельности Школы, целесообразную, систематическую, ключевым представляет собой оперативную, коллегиальную, объективную деятельность по получению и обработке информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для принятия на этой основе соответствующих управленческих решений и включает наблюдение, изучение, анализ и оценку эффективности деятельности исполнителей, а также уровня их готовности к выполнению задач, определенных нормативноправовыми актами федерального, регионального, муниципального и локального уровней. 2. Цели ВШК направлены на соотнесение реального положения с запланированным, выявление качества организации того или иного дела, 1 направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определение результативности учебной и воспитательной работы в целом и способствуют достижению высоких результатов деятельности Школы. Цели ВШК конкретизируются с учетом различных аспектов: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических и др. Выбор целей зависит от общих задач, которые решаются Школой в текущем учебном году. 3. В практике организации ВШК решаются следующие задачи: 1) определить участников контроля; 2) наметить программу контроля (выделить основные вопросы проверки); 3) изучить необходимую документацию, связанную с объектом проверки (учебные программы, тематические и поурочные планы, материалы предыдущих посещений, классные журналы, работы обучающихся); 4) распределить рабочее время, оптимально используя его для наблюдения за выделенными в плане объектами контроля. 4. План ВШК является органической частью годового плана работы школы и связан с другими его разделами. 5. Принципы ВШК: 1) высокая компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка субъекта контроля; 2) способность субъекта контроля, не только умело вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе педагогических работников и обучающихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно изучать, обобщать и внедрять все новое и передовое; 3) придание контролю общественного характера: привлечение к проверкам председателей методических объединений, лучших педагогических работников, членов Совета Школы; 2 4) гласность контроля, обеспечиваемая, во-первых, его плановым характером (основные задачи, направления и объекты контроля, внесенные в годовой план работы школы и утвержденные на педагогическом совете) и, во-вторых, информированием педагогического коллектива и контролируемого лица о результатах контроля. (Гласность контроля тесно связана с персональным и коллегиальным поиском причин, выявленных достижений, недостатков и с разработкой путей устранения последних.); 5) органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов (педагогических явлений, процессов, деятельности педагогических работников и обучающихся), конечной целью которого является принятие определенных педагогических и управленческих решений и прогноз относительно дальнейшего развития изучаемого процесса или его компонентов. 6. Эффективность ВШК обеспечивается следующими факторами: 1) изучение (даже исследование) системы деятельности педагогического работника, накопление информации о его работе на основе методологически верных целей и хорошо продуманной программы, аргументированных рекомендациями прогрессивной дидактики, теории воспитания, возрастной и педагогической психологии; 2) подчинение контроля задачам оказания педагогическому работнику конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации; 3) установление отношений сотрудничества между субъектами контроля и педагогическими работниками на основе внимательного отношения к их творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше; 4) планирование объектов, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений педагогических работников, предложений аттестационных комиссий; 3 5) согласование содержания и форм контроля непосредственно с педагогическим работником, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике; 6) развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в Школе; 7) безусловное сохранение за педагогическим работником права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих методических позиций и теоретических взглядов. 7. Основными объектами ВШК выступают: 1) состояние организационно-педагогических условий успешной работы школы; 2) состояние учебной работы в Школе; 3) состояние воспитательной работы в Школе; 4) качество и эффективность работы педагогических работников (качество обучения/ воспитания, выполнения учебных/ воспитательных программ, рост профессионального мастерства как результат повышения квалификации и самообразования и др.); 5) качество и эффективность работы учащихся (посещаемость учебных занятий, успеваемость, качество знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств и др.); и др. 8. Планирование ВШК предполагает последовательное определение: 1) целей контроля; 2) объектов контроля; 3) изучаемых вопросов; 4) сроков проведения контроля; 5) участников контроля; 4 6) видов подведения итогов; 7) сроков проверки исполнения предложений. 9. Виды ВШК: 1) предварительный; 2) текущий; 3) итоговый. 10. Типы ВШК: 1) тематический (проводится по конкретному направлению деятельности Школы); 2) персональный (предполагает изучение и анализ педагогической деятельности конкретного педагогического работника); 3) классно-обобщающий (осуществляется в конкретном классе/ параллели). 11. Основаниями ВШК выступают: 1) план ВШК на текущий учебный год; 2) проверка состояния дел, вызванная поручением органа управления образованием; 3) обращение по поводу нарушения действующего законодательства об образовании. При проведении планового контроля дополнительное предупреждение контролируемого педагогического работника не требуется. При проведении оперативной проверки контролируемый педагогический работник предупреждается о предстоящей проверке не менее, чем за 1 день до ее проведения. 12. Результаты ВШК фиксируются в аналитической справке, справке о результатах ВШК, докладе о состоянии дел, иной форме. 5