Программа воспитания (начальное общее образование)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
―Ижевская средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского‖
Спасского муниципального района Рязанской области

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___5_
от 25.03.2021 г.

СОГЛАСОВАНО
УОиМП Спасского
муниципального района
Рязанской области
Протокол № _____
от ________________2021 г.

«Утверждаю»
Директор школы

А.Н. Широков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на ступени начального общего образования

с. Ижевское, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа
показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель,
заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый,
воспитатель и т.п.) реализуют воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности и тем самым позиционируют школу воспитывающей
организацией.
В центре программы воспитания находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
жизни и окружающего мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию
к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа включает четыре основных раздела:
 Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»,
в котором содержится специфика деятельности школы в сфере воспитания.
 Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
школе предстоит решать для достижения цели.
 Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», состоящий из 4
инвариантных («Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной
деятельности», «Работа с родителями»), и 4 вариативных модулей («Ключевые
общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Экскурсии,
экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды»), каждый
из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Деятельность педагогов в рамках комплекса модулей направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
 «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в
котором содержится перечень основных его направлений, с указанием на его
критериев и способов его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2

Наша школа расположена в центре села, которое известно как родина гения
космонавтики, философии К.Э. Циолковского. Это помогает успешной работе по
развитию чувства любви к малой родине, сохранению памяти о великом земляке,
осознанию сопричастности к имени известного ученого, формированию у
учащихся мотивации к поисковой, научно-исследовательской деятельности и
устойчивых нравственно-патриотических ориентиров.
Школа имеет богатую историю и глубокие традиции. Традиционно
высокое качество образования и широкий спектр дополнительного образования,
расширяющие возможности социализации каждого.
Тесные связи налажены с музеем К.Э. Циолковского и Окским
государственным заповедником.
Мы – российская глубинка, которую так любили воспевать многие
писатели, поэты, как хранилище нравственности, бескорыстия, доброты, чистоты
души, но в последние годы отмечается все большее влияние на детей масс-медиа,
Интернет открыл и расширил поток информации, в том числе и негативной, не
всегда отвечающей общепринятым традиционным нормам морали и
нравственности. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья: во
многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и
детьми. Некоторые семьи оказались за чертой бедности, т.к. село наше небогатое:
ни промышленности, ни сельского хозяйства практически нет.
Целью воспитания школьников мы ставим создание условий для
формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной,
социально активной, гуманной. Воспитание бережного отношения ко всему
живому, культурному наследию своего народа – вот ведущие ценности, которыми
должен пользоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться
воспитательная система школы.
В основу воспитательной системы школы легли педагогические принципы
концепции Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека»,
как наиболее стройной, продуманной и актуальной для нас в настоящий момент.
Под понятием «образ жизни, достойной Человека» мы понимаем проживание
человеком жизни, руководствуясь отношением к миру своими родовыми
качествами: стремлением к истине, добру и красоте.
Воспитание определяется при этом как целенаправленное, организованное
профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного
общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою
жизнь, достойную Человека.
Процесс
воспитания
основывается
на
следующих
принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
3

детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела – традиционные и творческие мастерские, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
4

опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то
есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Целевой приоритет на уровне начального общего образования:
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
 быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
5

инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им облегчает его вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует
решение следующих основных задач:
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
 организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. К ним относятся традиционные общешкольные дела в формате
Творческих мастерских (посвященных юбилейным и значимым датам),
6

месячники, акции и т.п.
На внешкольном уровне:
 День здоровья, посвященный дню рождения Циолковского
 Занятия по образовательной программе музея К.Э. Циолковского «Основы
астрономии и космонавтики»
 Акция «Нежно тебя обниму» (посвященная Дню матери)
 Акция «Читаем детям о войне» (с зональной библиотекой)
 Акция «Бессмертный полк»
 День защиты детей «Здравствуй, лето!»
 Участие в муниципальном этапе областного детско-юношеского конкурсафестиваля литературного творчества «Слово доброе посеять…»
На школьном уровне:
 Торжественная линейка, посвященная Дню знаний
 Творческие мастерские, посвященные юбилейным датам:
 1 четверть – посвященный Дню рождения К.Э. Циолковского
 2 четверть – в соответствии с календарем юбилейных дат
 3 четверть – военно-патриотический
 4 четверть – День космонавтики
 «Праздник Осени»
 «День Зимы»
 «День Весны»
 День игры на свежем воздухе
 Новогодняя сказка
 Конкурс чтецов «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает
о войне»
 Фестиваль солдатской песни
 Военно-спортивная игра «Патриот»
 Линейка «Знай наших!»
На уровне классов:
 Праздник прощания с азбукой
 Прощание с начальной школой
 Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
 Участие классов в реализации общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей;
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
7

младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель реализуя программу
воспитания «Разные роли», организует работу с коллективом класса,
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса работу с
родителями учащихся или их законными представителями; работу с учителями,
преподающими в данном классе.
Работа с классным коллективом.
 Классный час
Система воспитания классных руководителей представлена четырьмя
блоками, каждый из которых выполняет определенную педагогическую
функцию:
I блок:
формирование осмысленного отношения к своей жизни.
II блок:
расширение круга ценностных новообразований младших
школьников на основе разновидной деятельности.
III блок:
индивидуальная педагогическая поддержка развития учащихся, его
корректив.
IV
блок: педагогическое влияние на семейное воспитание ученика на основе
согласованного распределения полномочий всех субъектов воспитания.
Проведение классного часа в работе классного руководителя – ключевой
момент всей организуемой работы. Классный час – организованная беседадиалог, как групповое осмысление вопросов жизни, или организация
разновидной деятельности. Таким образом, классный час есть организованная
духовная или предметная деятельность детей. Тип предметной деятельности, в
отличие от типа духовной деятельности, - это создание материально ощутимого,
визуально воспринимаемого, отдельно оформленного предметного результата,
имеющего практическую значимость. Виды разновидной деятельности:
познавательная, преобразовательная, художественная, общение.
Для того чтобы этот процесс не стал непроизвольным и хаотичным на
каждом этапе начального образования все четыре блока объединены
тематически. Каждая тема реализует свои цели.
I класс:
1 четверть: тема «Давайте знакомиться» - ее целью является сообщение
элементарной первичной информации о школе как социальном институте и его
атрибутах (класс, учитель, одноклассники, я ученик), включение новых
представлений и понятий в сферу жизнедеятельности первоклассников,
формирование элементарных знаний и умений, установление отношений
приязни и уважения среди субъектов воспитания.
8

2 четверть: тема «Моя семья» - цель: осмысление изменений в семейной
жизни ученика, произошедших в связи с изменением его социального статуса,
расширение представлений о семье, как базовом социальном институте, его
существенных признаках, пропедевтика понимания роли и места семьи в жизни
человека вообще и в жизни учащегося в частности.
3 четверть: тема «Наша школа» - цель: расширение первичных
представлений учащихся о школе как социальном институте, о принципах
управления школой, о многообразии профессий школьных работников, их
правах и обязанностях, формирование поведенческих умений и навыков,
обеспечивающих комфортность и безопасность жизнедеятельности учащихся,
позитивного отношения к обучению в школе.
4 четверть: тема «Люди вокруг» - цель: расширение кругозора учащихся,
знакомство с особенностями поведения среди детей и взрослых, развитие
эмпатии и рефлексии, пропедевтика понимания роли поступка в жизни человека
и его оценка, формирование позитивного отношения к окружающим людям и
элементарных навыков безопасности.
II класс:
1 четверть: тема «Это Я» - цель: формирование представлений о своих
индивидуальных особенностях, внешности, характере, интересах и увлечениях
(автопортрет визуальный и вербальный), формирование позитивного отношения
к себе (адекватная самооценка), формирование элементарных умений
самопрезентации, пропедевтика умения планировать собственное развитие.
2 четверть: тема «Друзья и близкие» - цель: расширение представлений
учащихся о взаимоотношениях людей, формирование представлений о дружбе и
товариществе, их принципах, разграничении дружественных и родственных
взаимоотношений, пропедевтика умения выбирать друзей и дружить,
формирование альтруистических отношений к окружающим.
3 четверть: тема «Правила школьной жизни» - цель: расширение и
конкретизация представлений учащихся об особенностях организации
жизнедеятельности в образовательном учреждении, первичное осмысление
категорий «право» и «обязанность» как осознанной необходимости,
формирование умений самостоятельно формулировать и выполнять правила для
учащихся, реализация принципа договора в повседневной жизни учащихся,
развитие волевой сферы.
4 четверть: тема «Мои разные роли» - цель: расширение представлений
учащихся о существующих социальных ролях (члена семьи, ученика, пешехода,
покупателя, пациента, потребителя различных услуг), правах и обязанностях в
различных социальных ролях, формирование элементарных поведенческих
умений и навыков, соответствующих конкретной социальной роли,
пропедевтика социальной компетентности.
III
класс:
1 четверть: тема «Я и мир» - цель: расширение кругозора учащихся,
формирование представлений о красоте окружающего миpa, его познаваемости и
многообразии проявлений, формирование ценностного и эстетического
отношения к природе, формирование умений выражения отношения к миру
через деятельность, поддержка эмоционально-положительного взгляда на мир.
9

2 четверть: тема «Я и люди» - цель: расширение представлений детей об
индивидуальных особенностях разных людей, формирование представлений о
национальных, конфессиональных и расовых различиях людей, формирование
элементарных поведенческих навыков общения с носителями других традиций,
языков, культур. Пропедевтика толерантного отношения к другим людям.
3 четверть: тема «Наши успехи» - цель: осмысление собственного
продвижения по мере обучения в начальной школе, выявление позитивных
сторон процесса развития учащихся, где успеваемость рассматривается лишь как
одна из многих составляющих успеха (чему мы научились, что поняли, что
можем, с кем подружились, кому помогли, кто кроме нас радуется нашим
успехам), коррекция самооценки, осознание себя как части коллектива,
формирование отношений взаимопонимания и взаимовыручки.
4 четверть: тема «Мир профессий» - цель: расширение кругозора учащихся,
формирование представлений о многообразии профессий, о качествах характера,
необходимых в определенных профессиях, формирование элементарных умений
самовоспитания, трудолюбия, уважительного отношения к труду.
IV класс:
1четверть: тема «Я человек» - цель: расширение представлений учащихся о
человеке как биологическом и социальном существе, выявление противоречий,
осмысление категории «человеческое достоинство», формирование навыков
нравственного поведения и умения вести здоровый образ жизни, пропедевтика
гуманного отношения к людям.
2 четверть: тема «Я гражданин» - цель: расширение представлений о правах
и обязанностях, формирование понятий: гражданин, страна, Родина, развитие
представлений об атрибутах государства, его символах, законах. Пропедевтика
патриотических чувств, уважительного отношения к истории и традициям своей
страны.
3 четверть: тема «Я ученик» - цель: рефлексия собственных
новообразований, сформированных в начальной школе, выявление и оценка
достижений, планирование и коррекция дальнейшего развития, развитие
навыков самоорганизации и самовоспитания, поддержка эмоциональноположительного отношения к себе.
4 четверть: тема «Кем быть? Каким быть?» - цель: обобщение сложившихся
взглядов, представлений и отношений учащихся, выявление и коррекция
индивидуальных ценностных ориентиров, конструирование перспективного
плана развития ученика, пропедевтика активной субъектной позиции ученика во
всех сферах его жизнедеятельности.
Таким образом, концентрически формируется цепочка социальной
адаптации младшего школьника.
 Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, руководство их подготовкой, проведением и анализом.
 Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
10

регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальный корректив
личностного развития):
Индивидуальный корректив личности понимается не как давление на
личность, распорядительность в еѐ адрес или волевое принуждение.
Индивидуальный педагогический корректив – это такая организация
деятельности индивидуальности в группе, которая не препятствует, а открывает
возможности для ребѐнка выразить своѐ «Я». К ней относятся: изучение
особенностей, педагогический импульс, индивидуальные беседы, рефлексия.
 Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
 Педагогический импульс - поддержка ребенка в решении важных для него
жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или
учителями, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется
классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить.
 Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи.
 Коррекция поведения обучающихся с отклоняющимся поведением,
состоящих на различных видах учета или оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
11

 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями
Педагогическая работа с родителями имеет три вектора действия: родительское
собрание, педагогическое осмысление семейного воспитания, совместную
деятельность и включает в себя:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса – совместной деятельности;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
На организацию внеурочной деятельности по определенным 5 направлениям
отводится 5 часов в неделю в каждом классе. За счет часов на внеурочные
занятия школа реализует следующие направления развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектульное, общекультурное, которые ведут учителя школы.
12

Воспитатель ГПД в рамках своих должностных обязанностей реализует
направление общественно полезной деятельности в соответствии с программами
«Росток» и «Разговор о правильном питании». Программа «Росток» реализует
направление общественно-полезной деятельности. Основной вид деятельности –
КТД, в рамках которого используются виды деятельности: экскурсия, субботник,
сюжетно-ролевая игра, трудовой десант,
трудовой рейд, беседа,
благотворительная акция. Программа «Разговор о правильном питании»
разработана на основе одноименного УМК
Классный руководитель в рамках своих должностных обязанностей
реализует программу духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся «Разные роли». Использует виды деятельности: познавательную,
преобразовательную, художественную, свободное общение, индивидуальное
творчество, проблемно-ценностное общение.
Педагоги дополнительного образования ведут объединения дополнительного
образования, реализующие, в основном, художественное творчество.
Образовательные программы внеурочной деятельности:
№

Направление
внеурочной
деятельности

1

Познавательная
деятельность

2
3
4

Художественное
творчество

Внеурочная
Программа
деятельность
по
направлениям развития
личности
Общеинтеллектуальное Почемучка
(проектирование)
Мой компьютер
Общекультурное

5
6
7
8
9

Проблемноценностное
общение.

Духовно-нравственное

10
11

Туристскокраеведческая
деятельность

«Разные роли»

15

Спортивнооздоровительная
деятельность

Классный
руководитель
Учитель
информатики
Педагог ДО
Учитель
технологии
Учитель
музыки
Педагог ДО
Педагог ДО
Учитель ИЗО
Учитель
ОРКСЭ
Классный
руководитель
Классный
руководитель

Рабочая программа
воспитания ГПД
«Эколята»
Педагог ДО
«Юные спортсмены» Учитель
физкультуры
«Разговор
о Воспитатель

12
13
14

Шахматы
Золушка
(декоративноприкладное ис.)
Колокольчики
(вокальное)
Народная кукла
Радуга творчества
«Волшебный
карандаш»
Основы
православной
культуры
«Разные роли»

Кто реализует

Спортивнооздоровительное
13

18

правильном
питании»
Общественно полезная «Росток»
деятельность
Рабочая программа
воспитания ГПД
«Юные спортсмены»

19

Социальная

16
17

Трудовая
деятельность
Игровая
деятельность

«Мир деятельности»
«Мы – твои друзья!»

20

ГПД
Воспитатель
ГПД
Воспитатель
ГПД
Учитель
физкультуры
Классный
руководитель
Воспитатель
ГПД

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
Реализуемые задачи
Установление
доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности
Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета

Формы деятельности
Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся, игровых
процедур (игры-драматизации,
сюжетно-ролевые игры, игры-забавы);
дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках.
Экскурсии
Экспедиции
Составление
правил
поведения
школьника, «Кодекса класса».
Открытые уроки для родителей.

Обращение внимания на нравственные
стороны проявления характера,
обсуждение поступков героев текстов.
Мини сочинения по проблемным
вопросам.

Демонстрация примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия
14

и добросердечности
Подбор соответствующих текстов для
чтения, диктантов, сочинений, задач
для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе
Формирование у школьников умений Организация групповой работы или
взаимодействия с другими детьми
работы в парах.
Включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока.
Инициирование и поддержка
Формирование
индивидуальных
исследовательской деятельности
портфолио.
школьников, формирование навыков
Развитие и оформление проблемных
самостоятельного решения
вопросов, возникающих в рамках
теоретической проблемы, навык
урока, в самостоятельные проекты.
генерирования и оформления
Партнѐрские конференции.
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поскольку учащимся младших классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление трасформировано в
детско-взрослое
самоуправление.
Принимая
участие
в
дежурстве,
самообслуживании дети организуют остальных на выполнение тех или иных
заданий, учатся планировать, контролируют и проверяют друг друга. Эту
деятельность учащихся можно назвать организаторской. Регулярная смена
поручений и статуса дает возможность приобрести школьникам стартовый опыт
самоуправления. В классах создаются группы, советы, которые становятся
руководящим ядром ученического актива.
Структура самоуправления в начальной школе предусматривает рост
активной позиции обучающихся. По степени активности участия в мероприятиях
и участия в организации ряда мероприятий, их статус может постепенно
повышаться. Стартовая позиция «участник», вторая ступень – «стажер», высшая
15

для начальной школы ступень – «активист».
Детское самоуправление в начальной школе осуществляется следующим
образом:
На уровне классов:
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: губернатор, мэр
(руководитель направления), вице-мэр (помощник руководителя направления);
 через деятельность осуществляющих участие в школьных и классных
мероприятиях;
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ классных дел.
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций: библиотекарь, цветовод, санпост, знайка, страж, культорг, физорг,
художник, дежурный и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
"Об общественных объединениях" (ст. 5).
На уровне начальной школы действует Первичное отделение
Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации
Российского Движения Школьников (РДШ). Работа школьных объединений
дает ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения, личностного развития, развить в себе такие качества как внимание,
забота, уважение, умение слушать и слышать других.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении на уровне классов демократических процедур (выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему
сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку
возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе; развить в себе такие
качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать
и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь,
оказываемая школьниками пожилым людям; участие школьников в работе на
16

прилегающей к школе территории (работа на прищкольном учебно опытном
участке, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой
механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и
коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения).
На уровне класса:
 участие в организации праздников, акций, тематических вечеров;
 участие в работе на прилегающей территории школы.
На индивидуальном уровне:
 участие школьников в культурных, спортивных мероприятиях сельского и
районного уровня;
 участие в работе на доверенной территории (школьный двор, памятники)
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Все организованные прогулки, экскурсии органично вплетаются в основные
виды деятельности обучающихся в целостном образовательном процессе: на
уроках, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании и
воспитательной работе. К реализации модуля активно привлекаются социальные
партнеры и родители обучающихся. Таким образом, всѐ социальное окружение –
педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры – решают общую
задачу приобщения детей к культурному наследию малой Родины и воспитанию
патриотизма.
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
17

 регулярные пешие прогулки, экскурсии, организуемые в классах
воспитателями ГПД (в рамках прогулки или реализуемых программ ВД
воспитателя), классными руководителями (в рамках реализуемых программ ВД и
программ классного руководителя) и воспитателями лагеря дневного пребывания
(согласно плану мероприятий): в музей, в зональную библиотеку, на
предприятие, на природу (наблюдения за сезонными изменениями), к
достопримечательностям села (проводятся как интерактивные занятия с
распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий,
например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов»,
«оформителей»);
 поисковые экспедиции - вахты памяти, организуемые РДШ в рамках
Дней памяти и к обелискам и бюстам, памятным доскам советских воинов;
 мини-экспедиции - по природным тропам, историческим местам села;
 познавательные поездки в Окский государственный природный
биосферный заповедник и учреждения культуры с. Ижевского, г. Рязани,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников;
 виртуальные экскурсии в музеи и концертные залы;
 ежегодные походы на природу, организуемые в классах классными
руководителями и родителями школьников по окончанию учебного года.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся начальной школы по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение школьников, первичное ознакомление с миром профессий. Эта
работа осуществляется через освоение школьниками курса внеурочной
деятельности «Росток», включающей следующие формы:
 экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления
о существующих профессиях и видах работ;
 сюжетно-ролевая игра (формирующая знания школьников о мире
профессий)
 беседы, встречи с родителями класса, как представителями различных
профессий.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает
внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и
стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 совместное с родителями участие оформление интерьера класса;
18

 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга, фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в классе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 участие в озеленении и уборке пришкольной территории, прополка и полив
клумб;
 создание и поддержание в рабочем состоянии в классах стеллажей
свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут
выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения
любые другие;
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (эмблема класса, элементы школьного костюма и т.п.),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты
жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
 Общешкольный родительский комитет и Совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На классном уровне:
 перечисленные мероприятия модуля 3.2. «Классное руководство» раздел
«Работа с родителями учащихся и их законными представителями»;
 родительские форумы класса в социальных сетях, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;

19

 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по нескольким направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами школы с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации) внешних
экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
 принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика воспитанности школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями с последующим
обсуждением его результатов с заместителем директора по воспитательной
работе.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение и диагностика
20

воспитанности.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется
анализ
классными
руководителями,
активом
старшеклассников РДШ посредством анкетирования обучающихся.
Полученные результаты обсуждаются на заседании актива РДШ и
методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
 проводимых общешкольных ключевых дел;
 психологической комфортности и степенью сплоченности коллевктивов
классов;
 занятости обучающихся во внеурочное время;
 существующего в школе ученического самоуправления;
 функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
 проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
 профориентационной работы школы;
 организации предметно-эстетической среды школы;
 удовлетворенности родителей образовательным процессом.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (49135) 7-12-42, 8 (49135) 7-13-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».