Программа воспитания (основное общее образование)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
―Ижевская средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского‖
Спасского муниципального района Рязанской области

РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___5_
от 25.03.2021 г.

СОГЛАСОВАНО
УОиМП Спасского
муниципального района
Рязанской области
Протокол № _____
от ________________2021 г.

«Утверждаю»
Директор школы

А.Н. Широков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на ступени основного общего образования

с. Ижевское, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа
показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель,
заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый,
воспитатель и т.п.) реализуют воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности и тем самым позиционируют школу воспитывающей
организацией.
В центре программы воспитания находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
жизни и окружающего мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию
к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа включает четыре основных раздела:
 Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»,
в котором содержится специфика деятельности школы в сфере воспитания.
 Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
школе предстоит решать для достижения цели.
 Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», состоящий из 4
инвариантных («Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной
деятельности», «Работа с родителями»), и 4 вариативных модулей («Ключевые
общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Экскурсии,
экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды»), каждый
из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Деятельность педагогов в рамках комплекса модулей направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
 Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в
котором содержится перечень основных его направлений, с указанием на его
критериев и способов его осуществления.К программе воспитания прилагается
ежегодный календарный план воспитательной работы.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
2

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наша школа расположена в центре села, которое известно как родина гения
космонавтики, философии К.Э. Циолковского. Это помогает успешной работе по
развитию чувства любви к малой родине, сохранению памяти о великом земляке,
осознанию сопричастности к имени известного ученого, формированию у
учащихся мотивации к поисковой, научно-исследовательской деятельности и
устойчивых нравственно-патриотических ориентиров.
Школа имеет богатую историю и глубокие традиции. Традиционно
высокое качество образования и широкий спектр дополнительного образования,
расширяющие возможности социализации каждого.
Тесные связи налажены с музеем К.Э. Циолковского и Окским
государственным заповедником.
Мы – российская глубинка, которую так любили воспевать многие
писатели, поэты, как хранилище нравственности, бескорыстия, доброты, чистоты
души, но в последние годы отмечается все большее влияние на детей масс-медиа,
Интернет открыл и расширил поток информации, в том числе и негативной, не
всегда отвечающей общепринятым традиционным нормам морали и
нравственности. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья: во
многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и
детьми. Некоторые семьи оказались за чертой бедности, т.к. село наше небогатое:
ни промышленности, ни сельского хозяйства практически нет.
Целью воспитания школьников мы ставим создание условий для
формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной,
социально активной, гуманной. Воспитание бережного отношения ко всему
живому, культурному наследию своего народа – вот ведущие ценности, которыми
должен пользоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться
воспитательная система школы.
В основу воспитательной системы школы легли педагогические принципы
концепции Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека»,
как наиболее стройной, продуманной и актуальной для нас в настоящий момент.
Под понятием «образ жизни, достойной Человека» мы понимаем проживание
человеком жизни, руководствуясь отношением к миру своими родовыми
качествами: стремлением к истине, добру и красоте.
Воспитание определяется при этом как целенаправленное, организованное
профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного
общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою
жизнь, достойную Человека.
Процесс
воспитания
основывается
на
следующих
принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
3

 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела – традиционные и творческие мастерские, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
4

опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Целевой приоритет на уровне основного общего образования:
создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений к:
 семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
 своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
 природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
 миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
 здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их
собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Достижению поставленной цели воспитания
способствовать решение следующих основных задач:
5

школьников

будет

 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу со школьниками;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
 организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. К ним относятся традиционные общешкольные дела в формате
Творческих мастерских (посвященных юбилейным и значимым датам),
месячники, акции и т.п.
На внешкольном уровне:


социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
6

реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
 День здоровья, посвященный дню рождения Циолковского
 Занятия по образовательной программе музея К.Э. Циолковского
«Основы астрономии и космонавтики»
 Акция «Нежно тебя обниму» (посвященная Дню матери)
 Акция «Георгиевская лента»
 Парад школьников, посвященный Дню Победы
 Спортивные состязания
 День защиты детей «Здравствуй, лето!»
 Муниципальные слеты и акции Юнармии, волонтеров и РДШ;
 Участие в муниципальном этапе областного
детско-юношеского
конкурса-фестиваля литературного творчества «Слово доброе посеять…»; в
муниципальном конкурсе песни «Поклон тебе, солдат России!»; Рождественском
фестивале «Дорогою добра»
 Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
 Торжественная линейка, посвященная Дню знаний
 Творческие мастерские, посвященные юбилейным датам:
 1 четверть – посвященный Дню рождения К.Э. Циолковского
 2 четверть – в соответствии с календарем юбилейных дат
 3 четверть – военно-патриотический
 4 четверть – День космонгавтики
 Конференция РДШ, выборы актива
 Новогодние забавы
 Конкурс чтецов «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не
знает о войне»
 Фестиваль солдатской песни

Военно-спортивная игра «Патриот»
 Линейка «Знай наших!»
На уровне классов:
 Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
 Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел
 Участие классов в реализации общешкольных ключевых дел
 Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
7

ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель
программу воспитания «В поисках себя» и организует работу:

реализует

 с коллективом класса - классный час, как осмысление вечных вопросов

жизни и организацию разновидной деятельности учащихся;
 ндивидуальную работу с учащимися - индивидуальный корректив
личности;
 с родителями учащихся или их законными представителями, которая
включает в себя три вектора действия: родительское собрание, педагогическое
осмысление семейного воспитания, совместную деятельность;
 с учителями, преподающими в данном классе.
Работа с классным коллективом
 Классный час
В нашем представлении классный час – это раздумье о жизни, осмысление
еѐ проблем, организованная дискуссия группы (класса) как групповое
осмысление вечных вопросов жизни, решение которых принципиально влияет на
содержание и ход жизни подростков. Проведение классного часа в работе
классного руководителя - ключевой момент всей организуемой работы с
классом.
Подростки 5-6 классов осмысливают ценность Человека. 7-8 классы постигают ценность Общества. 9 – начинают осмысливать Жизнь как ценность и
образ жизни, достойный Человека.
Система разновидностей классного часа 5-9 классов.
Аксиологический классный час - выдвигает ценностную категорию, еѐ
определение, значение ценности в жизни человечества, личностный смысл еѐ
для каждого индивидуального человека, а также формы проявления ценностного
отношения в повседневной жизни. Ученики научатся «распредмечивать»
предметный окружающий мир.
8

Информационный классный час - предоставляет школьникам некоторые
сведения социально-психологического плана, которые могли бы углубить
понимание ценностного объекта рассмотрения. Ученики научатся пользоваться
литературой для решения жизненной проблемы.
Праксиологический классный час - тот же вопрос разбирает с точки зрения
практического воплощения ценностного отношения в реальной жизни человека.
Ученики приобретают основные умения и некоторые навыки для
самостоятельного выражения личностных отношений во взаимодействии с
окружающим реальным миром.
Аналитический классный час - выдвигает главное противоречие проблемы
ценностного отношения, анализирует его, находит способы разрешения данного
противоречия. Ученики осваивают способы анализа явления и ставшей перед
ними проблемы.
Проблемный классный час - обращает внимание на непосредственные
проблемные ситуации действительной («здесь и сейчас») жизни детей, находит
решения и формы разрешения этих личных проблем. Ученики приобщаются к
стороннему и объективному рассмотрению ситуации, в которой они оказались.
Событийный классный час - тот непосредственный отклик на событие
мировое, общественное или личное, его эмоциональное проживание и
рациональный анализ и, возможно, планирование практических действий как
реакция на происшедшее. Событийный классный час - преобразование
социального события в со-бытие школьника. Понятно, что данная разновидность
классного часа не может быть заранее запланирована, однако его восприятие и
решение производятся в тональности доминантной ценности возраста.
Резервный классный час сохраняется как свободное от планирования время
для осмысления хода реальной школьной действительности, ситуации которой
непредвиденные.
 разновидная деятельность - организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел с учащимися класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и
упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. Инициирование
и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе. Для
сплочения коллектива класса через: игры и тренинги; однодневные и
многодневные походы и экскурсии; празднования в классе дней рождения детей,
с поздравлениями, сюрпризами; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера
Индивидуальная работа с учащимися - индивидуальный корректив
личности реализуется следующими мероприятиями.
 Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
9

человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
 Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.

Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, участие в
проектной деятельности. В ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года –
вместе анализируют свои успехи и неудачи.

Коррекция поведения обучающихся с отклоняющимся поведением,
состоящих на различных видах учета или оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями
Педагогическая работа с родителями имеет три вектора действия: родительское
собрание, педагогическое осмысление семейного воспитания, совместную
деятельность и включает в себя:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
10

 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций (РДШ, Отряд волонтеров «Созвездие добра»,
отряд юнармии «Сыны Отчизны»);
 поощрение педагогами детских общественных организаций, детских
инициатив и детского самоуправления (традиционная линейка по итогам
четверти «Знай наших!»).
На организацию внеурочной деятельности по определенным 5 направлениям
отводится 5 часов в неделю в каждом классе. За счет часов на внеурочные
занятия школа реализует следующие направления развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектульное, общекультурное, которые ведут учителя школы.
Кроме того:
Воспитатель ГПД в рамках своих должностных обязанностей реализует
направление общественно полезной деятельности в соответствии с программой
«Разговор о правильном питании», разработанной на основе одноименного УМК
Классный руководитель в рамках своих должностных обязанностей
реализует программу воспитания «В поисках себя». Использует виды
деятельности:
познавательную, преобразовательную, художественную,
свободное общение, индивидуальное творчество, проблемно-ценностное
общение, трудовую.
Педагоги дополнительного образования ведут объединения дополнительного
образования, реализующие, художественное и техническое творчество,
11

спортивно-оздоровительную деятельность.
Школьная детская организация, входящая в состав Российского Движения
школьников, реализует направления личностного развития, гражданской
активности, военно-патриотическое и информационно-медийное. Планируемые
ей общешкольные мероприятия составляют основу цикла ключевых
воспитательных мероприятий – творческих мастерских.
Образовательные программы внеурочной деятельности:
№

Направление
внеурочной
деятельности

Внеурочная
деятельность
по
направлениям развития
личности
Общеинтеллектуальное
(по учебным
предметам
образовательной
программы)

Программа

Кто реализует

1

Познавательная
деятельность

За страницами
учебника
Мой компьютер

Общекультурное

6

«Золушка»
(декоративноприкладное ис.)
«Живое слово»

Учитель
математики
Учитель
информатики
Педагог ДО
Учитель
обществознания
Учитель
технологии

7

«Успешное чтение»

8

«Форшлаг» (игра на
гитаре)
«Видеотворчество»
Основы
православной
культуры
«Общество и я»

2
3
4
5

9
10

Художественное
творчество

Проблемноценностное
общение.

Духовно-нравственное

14

Туристскокраеведческая
деятельность

15
15
16
17

Спортивнооздоровительная
деятельность

Учитель
русского языка
и литературы
Учитель
русского языка
и литературы
Педагог ДО
Педагог ДО
Учитель
ОРКСЭ

Учитель
обществознания
«В поисках себя»
Классный
руководитель
«Право в нашей Учитель права
жизни»
«Рордной край»
Учитель
истории
«Экология»
Учитель
биологии
«Карта
–
язык Учитель
географии»
географии
«Юный спасатель»
Учитель ОБЖ
«Путь к Олимпу»
Учитель
физкультуры
Отряд юнармии
Учитель ОБЖ

12
13

Шахматы
«Финграмотность»

Спортивнооздоровительное
12

18
19

20

Трудовая
деятельность

21

«Сыны отчизны»
«Быстрее,
выше,
сильнее!»
«Разговор
о
правильном
питании»
Общественно полезная РДШ Отряд волон
деятельность
теров
«Созвездие
добра»
Социальная
«Выбор профессии»

22

«В поисках себя»

23

«Художеситвенная
обработка
древесины»
РДШ

24

Игровая
деятельность

Воспитатель
ГПД
Старший
вожатый
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Педагог ДО

Старший
вожатый
«Путь к олимпу»
Учитель
физкультуры
«Прогресс»
Педагог ДО
«3D-моделирование» Учитель
информатики

25
26
27

Педагог ДО

Техническое
творчество

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
Реализуемые задачи
Установление
доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности

Формы деятельности
Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся игровых
процедур (игры-драматизации,
сюжетно-ролевые игры, игры-забавы);
дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках.
Экскурсии
Экспедиции
Творческие вечера
Изучение биографий ученых,
творческих деятелей (поэтов,
писателей, композиторов)
исторических персон и т.п.
Изучение нормативно-правовых актов,
регламентирующих
отношения
участников образовательного процесса.
Трехсторонние встречи обучающихся,
родителей и педагогов класса.

Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной
13

дисциплины и самоорганизации
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета

Дискуссионные площадки, которые
дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога «Это
интересно», «Мир вокруг»,
«Проблема?»

Демонстрация примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности
Подбор соответствующих текстов для
чтения, диктантов, сочинений, задач
для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе
Формирование у школьников умений Организация групповой работы или
взаимодействия с другими детьми
работы в парах.
Включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока.
Организация шефства, кураторства.
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками (обучающимися из
других классов), дающего школьникам
социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной помощи
Инициирование и поддержка
Реализация
школьниками
исследовательской деятельности
индивидуальных
и
групповых
школьников, формирование навыков
исследовательских проектов.
самостоятельного решения
Формирование
индивидуальных
теоретической проблемы, навык
портфолио.
генерирования и оформления
Использование
дистанционных
собственных идей, навык
образовательных
технологий,
уважительного отношения к чужим
обеспечивающих
современные
идеям, оформленным в работах других активности обучающихся (программыисследователей, навык публичного
тренажеры, зачеты в электронных
14

выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.

приложениях,
уроки
на
образовательных платформах (РЭШ,
Яндекс, Учебник, Учи.ру. Выполнение
марафонов, квестов, просмотр научнопопулярных передач, фильмов).
Развитие и оформление проблемных
вопросов, возникающих в рамках
урока, в самостоятельные проекты.
Организация недели науки (вторая
неделя апреля)
Партнѐрские конференции

3.5. Модуль «Самоуправление»
Самоуправление в школе заключается в создании условий для выявления и
развития
управленческих
функций
учащихся.
Поддержка
детского
самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, а школьникам –
предоставляет возможности для самовыражения и самореализации.
К средней школе предполагается получение учащимися стартовых уровней
«стажер» и «активист». Обучающиеся имеют возможность посредством
активного участия в мероприятиях и участия в организации ряда мероприятий
повысить уровень до статуса «Знаток» и «Лидер».
Детское самоуправление в школе на уровне подростков осуществляется
следующим образом
На уровне школы:
 через деятельность Совета РДШ, объединяющего губернаторов классов и
лидеров направлений для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например: губернатор, мэр, вице-мэр, «лидер» личностного
направления, гражданской активности, информационно-медийного направления,
военно-патриотического направения, зам. лидера - «знаток» каждого
направления); представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
15

На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций (активист, знаток или лидер группы личностного направления,
гражданской активности, информационно-медийного направления, военнопатриотического направения, волонтер и т.п).
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
"Об общественных объединениях" (ст. 5).
В нашей школе созданы три общественные организации: Первичное
отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организации Российского Движения Школьников (РДШ), Волонтерский отряд
«Созвездие добра» и Юнармейский отряд «Сыны Отчизны».
Работа школьных объединений дает ученику возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения, личностного развития,
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение слушать и
слышать других
Волонтерство предполагает участие школьников в проведении акций,
мероприятий, направленных на благо конкретных людей или социального
окружения в целом.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через
На уровне школы:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы школьного Президента),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная
помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории и общественно значимых и
паиятных объектах села;
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой
механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и
коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
16

школьниками, не являющимися членами данного объединения;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в соцсетях;
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом.
На уровне класса:
 участие в организации праздников, акций, тематических вечеров;
 к школе территории и общественно значимых и паиятных объектах села;
На индивидуальном уровне:
 участие школьников в культурных, спортивных мероприятиях сельского и
районного уровня.
 участие в работе на доверенной территории (парки, памятники)
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Все организованные прогулки, экскурсии органично вплетаются в основные
виды деятельности обучающихся в целостном образовательном процессе: на
уроках, во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании и
воспитательной работе. К реализации модуля активно привлекаются социальные
партнеры и родители обучающихся. Таким образом, всѐ социальное окружение –
педагоги, обучающиеся, родители, социальные партнеры – решают общую
задачу приобщения детей к культурному наследию малой Родины и воспитанию
патриотизма.
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
 регулярные пешие прогулки, экскурсии, организуемые в классах
воспитателями ГПД (в рамках прогулки или реализуемых программ ВД
воспитателя), классными руководителями (в рамках реализуемых программ ВД и
программ классного руководителя): в музей, в зональную библиотеку, к
17

достопримечательностям села (проводятся как интерактивные занятия с
распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий,
например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов»,
«оформителей»);
 литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями школьников в пределах района или области для
углубленного изучения биографий проживавших российских поэтов и
писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
 виртуальные экскурсии в музеи и концертные залы;
 поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые РДШ;
 одно- и двухдневные походы по окончанию учебного года,
организуемые классными руководителями совместно с родителями
обучающихся и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к
коллективному планированию, коллективной организации (подготовка
необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих
им ответственных должностей), коллективному анализу путешествия.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника
к
осознанному
планированию
и
реализации
своего
профессионального будущего;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
18

 освоение школьниками обязательного курса внеурочной деятельности
«Выбор профессии» с целью дальнейшего самоопределения (выбор профессии
или направления обучения (элективных курсов) для уточнения готовности и
способности обучающегося осваивать выбранный предмет.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает
внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и
стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 совместное с родителями участие в оформлении и благоустройстве
интерьера класса;
 размещение на стенах школы фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в классе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников – Дня учителя, Новогоднее представление, 23
февраля, День Победы и т.д.);
 участие в озеленении и уборке пришкольной территории, прополка и полив
клумб;
 создание и поддержание в рабочем состоянии возле школьной библиотеки
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с
них для чтения любые другие;
 разработка, создание и популяризация особой школьной символики
(эмблема класса, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в
школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
 Общешкольный родительский комитет и Совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
19

 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На классном уровне:
 перечисленные мероприятия модуля 3.2. «Классное руководство» раздел
«Работа с родителями учащихся и их законными представителями»;
 родительские форумы класса в социальных сетях, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по нескольким направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами школы с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации) внешних
экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
 принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного
20

развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями с последующим
обсуждением его результатов с заместителем директора по воспитательной
работе.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение и диагностика
личностного роста.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется
анализ
классными
руководителями,
активом
старшеклассников РДШ посредством анкетирования обучающихся.
Полученные результаты обсуждаются на заседании актива РДШ и
методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
 проводимых общешкольных ключевых дел;
 психологической комфортности и степенью сплоченности коллевктивов
классов;
 занятости обучающихся во внеурочное время;
 существующего в школе ученического самоуправления;
 функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
 проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
 профориентационной работы школы;
 организации предметно-эстетической среды школы;
 удовлетворенности родителей образовательным процессом.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (49135) 7-12-42, 8 (49135) 7-13-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».