Программа воспитания (среднее общее образование)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
―Ижевская средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского‖
Спасского муниципального района Рязанской области

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на ступени среднего общего образования

с. Ижевское, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа
показывает, каким образом педагоги (учитель, классный руководитель,
заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый,
воспитатель и т.п.) реализуют воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности и тем самым позиционируют школу воспитывающей
организацией.
В центре программы воспитания находится личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
жизни и окружающего мира. Одним из результатов реализации программы
станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию
к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества
личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа включает четыре основных раздела:
 Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»,
в котором содержится специфика деятельности школы в сфере воспитания.
 Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
школе предстоит решать для достижения цели.
 Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», состоящий из 4
инвариантных («Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной
деятельности», «Работа с родителями»), и 4 вариативных модулей («Ключевые
общешкольные
дела»,
«Самоуправление»,
«Детские
общественные
объединения», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Профориентация»,
«Организация предметно-эстетической среды»), каждый из которых
ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Деятельность педагогов в рамках комплекса модулей направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
 Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в
котором содержится перечень основных его направлений, с указанием на его
критериев и способов его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
2

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наша школа расположена в центре села, которое известно как родина гения
космонавтики, философии К.Э. Циолковского. Это помогает успешной работе по
развитию чувства любви к малой родине, сохранению памяти о великом земляке,
осознанию сопричастности к имени известного ученого, формированию у
учащихся мотивации к поисковой, научно-исследовательской деятельности и
устойчивых нравственно-патриотических ориентиров.
Школа имеет богатую историю и глубокие традиции. Традиционно
высокое качество образования и широкий спектр дополнительного образования,
расширяющие возможности социализации каждого.
Тесные связи налажены с музеем К.Э. Циолковского и Окским
государственным заповедником.
Мы – российская глубинка, которую так любили воспевать многие
писатели, поэты, как хранилище нравственности, бескорыстия, доброты, чистоты
души, но в последние годы отмечается все большее влияние на детей масс-медиа,
Интернет открыл и расширил поток информации, в том числе и негативной, не
всегда отвечающей общепринятым традиционным нормам морали и
нравственности. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья: во
многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и
детьми. Некоторые семьи оказались за чертой бедности, т.к. село наше небогатое:
ни промышленности, ни сельского хозяйства практически нет.
Целью воспитания школьников мы ставим создание условий для
формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной,
социально активной, гуманной. Воспитание бережного отношения ко всему
живому, культурному наследию своего народа – вот ведущие ценности, которыми
должен пользоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться
воспитательная система школы.
В основу воспитательной системы школы легли педагогические принципы
концепции Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека»,
как наиболее стройной, продуманной и актуальной для нас в настоящий момент.
Под понятием «образ жизни, достойной Человека» мы понимаем проживание
человеком жизни, руководствуясь отношением к миру своими родовыми
качествами: стремлением к истине, добру и красоте.
Воспитание определяется при этом как целенаправленное, организованное
профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного
общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою
жизнь, достойную Человека.
Процесс
воспитания
основывается
на
следующих
принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
3

 ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела – традиционные и творческие мастерские, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
4

 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Целевой приоритет на уровне среднего общего образования:
создание благоприятных условий для приобретения школьниками
опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Реальный практический опыт поможет
старшеклассникам сделать правильный выбор, который поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт природоохранных дел;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач):
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
5

 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу со школьниками;
 организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
 организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. К ним относятся традиционные общешкольные дела в формате
Творческих мастерских (посвященных юбилейным и значимым датам),
месячники, акции и т.п.
На внешкольном уровне:
 Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
6

экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
 День здоровья, посвященный дню рождения Циолковского
 Акция «Нежно тебя обниму» (посвященная Дню матери)
 Акция «Свеча памяти»
 Участие в организации митинга, в честь Дня Победы
 Парад школьников, посвященный Дню Победы
 Спортивные состязания
 День защиты детей «Здравствуй, лето!»
 Муниципальные слеты и акции Юнармии, волонтеров и РДШ;
 Участие в муниципальном этапе областного конкурса сочинений
 Участие
во
всероссийских
акциях,
посвященных
значимым
отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
 Торжественная линейка, посвященная Дню знаний
 Творческие мастерские, посвященные юбилейным датам:
 1 четверть – посвященный Дню рождения К.Э. Циолковского
 2 четверть – в соответствии с календарем юбилейных дат
 3 четверть – военно-патриотический
 4 четверть – День космонгавтики
 Конференция РДШ, выборы актива
 День самоуправления
 Новогодний вечер
 Фестиваль солдатской песни
 Военно-спортивная игра «Патриот»
 Линейка «Знай наших!»
На уровне классов:
 Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
 Выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел
 Участие классов в реализации общешкольных ключевых дел
 Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов.
 Праздник последнего звонка, выпускной вечер
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
7

 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель
программу воспитания «Стратегия жизни» и организует работу:

реализует

 с коллективом класса - классный час, как осмысление вечных вопросов

жизни и организацию разновидной деятельности учащихся;
 ндивидуальную работу с учащимися - индивидуальный корректив
личности;
 с родителями учащихся или их законными представителями, которая
включает в себя три вектора действия: родительское собрание, педагогическое
осмысление семейного воспитания, совместную деятельность;
 с учителями, преподающими в данном классе.
Работа с классным коллективом
 Классный час
Классный час – это раздумье о жизни, осмысление еѐ проблем,
организованная дискуссия группы (класса) как групповое осмысление вечных
вопросов жизни, решение которых принципиально влияет на содержание и ход
жизни юношей и девушек. Проведение классного часа в работе классного
руководителя - ключевой момент всей организуемой работы с классом.
В 10-11 классе юноши и девушки осмысливают Жизнь как ценность и образ
жизни, достойный Человека, одновременно они могут направлять свои духовные
усилия на постижения собственного «Я» как ценности.
Все классные часы связаны логической нитью. Это серия проблем вокруг
одной ценности. И - шаг за шагом постижение вопросов собственной жизни.
Система разновидностей классного часа 10-11 классов.
Аксиологический классный час - выдвигает ценностную категорию, еѐ
определение, значение ценности в жизни человечества, личностный смысл еѐ
для каждого индивидуального человека, а также формы проявления ценностного
отношения в повседневной жизни. Ученики научатся «распредмечивать»
предметный окружающий мир.
Информационный классный час - предоставляет школьникам некоторые
сведения социально-психологического плана, которые могли бы углубить
понимание ценностного объекта рассмотрения. Ученики научатся пользоваться
литературой для решения жизненной проблемы.
8

Праксиологический классный час - тот же вопрос разбирает с точки зрения
практического воплощения ценностного отношения в реальной жизни человека.
Ученики приобретают основные умения и некоторые навыки для
самостоятельного выражения личностных отношений во взаимодействии с
окружающим реальным миром.
Аналитический классный час - выдвигает главное противоречие проблемы
ценностного отношения, анализирует его, находит способы разрешения данного
противоречия. Ученики осваивают способы анализа явления и ставшей перед
ними проблемы.
Проблемный классный час - обращает внимание на непосредственные
проблемные ситуации действительной («здесь и сейчас») жизни, находит
решения и формы разрешения этих личных проблем. Ученики приобщаются к
стороннему и объективному рассмотрению ситуации, в которой они оказались.
Событийный классный час - тот непосредственный отклик на событие
мировое, общественное или личное, его эмоциональное проживание и
рациональный анализ и, возможно, планирование практических действий как
реакция на происшедшее. Событийный классный час - преобразование
социального события в событие школьника. Понятно, что данная разновидность
классного часа не может быть заранее запланирована, однако его восприятие и
решение производятся в тональности доминантной ценности возраста.
Резервный классный час сохраняется как свободное от планирования время
для осмысления хода реальной школьной действительности, ситуации которой
непредвиденные.
 разновидная деятельность - организация интересных и полезных для
личностного развития юных, совместных дел с учащимися класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие реализоваться
старшеклассникам через самостоятельное выполнение или участие в социальных
проектах. Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных
ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе. Для сплочения коллектива класса используются: игры и
тренинги; однодневные и многодневные походы и экскурсии; празднования в
классе дней рождения, с поздравлениями, сюрпризами; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера
Индивидуальная работа с учащимися - индивидуальный корректив
личности реализуется следующими мероприятиями.
 Изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным социальным
педагогом.
9

 Поддержка юношей и девушек в решении важных для него жизненных
проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.),
когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
 Индивидуальная работа с учениками класса, направленная на
профориентацию.
 Коррекция поведения обучающихся с отклоняющимся поведением,
состоящих на различных видах учета или оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, через частные беседы с ним, его родителями или законными
представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями
Педагогическая работа с родителями имеет три вектора действия: родительское
собрание, педагогическое осмысление семейного воспитания, совместную
деятельность и включает в себя:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
10

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 создание в объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций (РДШ, Отряд волонтеров «Созвездие добра»,
отряд юнармии «Сыны Отчизны»);
 поощрение педагогами детских общественных организаций, органов
самоуправления, инициатив (традиционная линейка по итогам четверти «Знай
наших!»).
На организацию внеурочной деятельности по определенным 5 направлениям
отводится 5 часов в неделю в каждом классе. Вариативность содержания
внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественнонаучный,
гуманитарный,
социально-экономический,
технологический,
универсальный), в нашем случае - универсальный. Направления определяются в
зависимости от выбора обучающихся и родителей.
Классный руководитель в рамках своих должностных обязанностей
реализует программу воспитания «В поисках себя». Использует виды
деятельности:
познавательную, преобразовательную, художественную,
свободное общение, индивидуальное творчество, проблемно-ценностное
общение, профориентационную.
Педагоги дополнительного образования ведут объединения дополнительного
образования, реализующие художественное и техническое творчество,
спортивно-оздоровительную деятельность.
Школьная детская организация, входящая в состав Российского движения
школьников, реализует направления личностного развития, гражданской
активности, военно-патриотическое и информационно-медийное. Планируемые
ей общешкольные мероприятия составляют основу цикла ключевых
воспитательных мероприятий – творческих мастерских.
Образовательные программы внеурочной деятельности:
№

Направление
внеурочной

Внеурочная
деятельность

Программа
по
11

Кто реализует

деятельности
1

Познавательная
деятельность

направлениям развития
личности
Общеинтеллектуальное «Алгоритм»

2

«3D моделирование»

3

«Мир биологии»

4

«Гелиос»

5

6
7
8

Художественное
творчество

Общекультурное

Проблемноценностное
общение.

Духовно-нравственное

«Живое слово»

Спортивнооздоровительная
деятельность

Спортивнооздоровительное

9
10
11
12
13

14
15

Трудовая
деятельность

Учитель
математики
Учитель
информатики
Учитель
биологии
Педагог ДО

Учитель
русского языка
и литературы
«Видеотворчество»
Педагог ДО
«Право в нашей Учитель права
жизни»
«Я и общество»
Учитель
обществознания
«Стратегия жизни»
Классный
руководитель

«Спортивный
марафон»
Отряд юнармии
«Сыны отчизны»
«Быстрее,
выше,
сильнее!»
Общественно полезная РДШ Отряд волон
деятельность
теров
«Созвездие
добра»
Социальное
Актив
РДШ,
самоуправлениие
«В поисках себя»

Учитель
физкультуры
Учитель ОБЖ
Педагог ДО
Старший
вожатый
Старший
вожатый
Классный
руководитель

3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
Реализуемые задачи
Установление
доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной

Формы деятельности
Применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках.
12

деятельности

Экскурсии
Экспедиции
Творческие вечера
Изучение биографий ученых,
творческих деятелей (поэтов,
писателей, композиторов)
исторических персон и т.п.
Изучение нормативно-правовых актов,
регламентирующих
отношения
участников образовательного процесса.
Неформальные
встречи
с
администрацией школы.

Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета

Дискуссионные площадки, которые
дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога «Это
интересно», «Мир вокруг»,
«Проблема?»

Демонстрация примеров
ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности
Подбор соответствующих текстов для
чтения, диктантов, сочинений, задач
для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе
Формирование у школьников умений Организация групповой работы или
взаимодействия с другими детьми
работы в парах.
Включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока.
Организация шефства, кураторства.
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками (обучающимися из
других классов), дающего школьникам
13

социально
значимый
опыт
сотрудничества и взаимной помощи
Реализация школьниками
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
Формирование индивидуальных
портфолио.
Использование дистанционных
образовательных технологий,
обеспечивающих современные
активности обучающихся (программытренажеры, зачеты в электронных
приложениях, уроки на
образовательных платформах (РЭШ,
Яндекс, Учебник, Учи.ру. Выполнение
марафонов, квестов, просмотр научнопопулярных передач, фильмов).
Развитие и оформление проблемных
вопросов, возникающих в рамках
урока, в самостоятельные проекты.
Организация недели науки (вторая
неделя апреля)
Научно-практические конференции

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников, формирование навыков
самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.

3.5. Модуль «Самоуправление»
Самоуправление в МБОУ "Ижевская СОШ им. К. Э. Циолковского"
заключается в создании условий для выявления и развития управленческих
функций учащихся. Появляется возможность поделиться опытом с учениками
младших классов, помочь им в организации различных мероприятий.
Предполагается достижение обучающимися к старшей школе стартового
уровня «Знаток» или «Лидер». После участия в инициативе и организации ряда
мероприятий «Мастер» и «Наставник».
Детское самоуправление в школе на уровне старшеклассников
осуществляется следующим образом
На уровне школы:
 через деятельность Совета РДШ, объединяющего губернаторов классов и
лидеров направлений для облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных коллективов;
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например: губернатор, мэр, вице-мэр, «лидер» личностного
14

направления, гражданской активности, информационно-медийного направления,
военно-патриотического направения, зам. лидера - «знаток» каждого
направления); представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций (активист, знаток или лидер группы личностного направления,
гражданской активности, информационно-медийного направления, военнопатриотического направения, волонтер и т.п).
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
"Об общественных объединениях" (ст. 5).
В нашей школе созданы три общественные организации: Первичное
отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организации Российского Движения Школьников (РДШ), Волонтерский отряд
«Созвездие добра» и Юнармейский отряд «Сыны Отчизны».
Работа школьных объединений дает ученику возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения, личностного развития,
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение слушать и
слышать других
Волонтерство предполагает участие школьников в проведении акций,
мероприятий, направленных на благо конкретных людей или социального
окружения в целом.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через
На уровне школы:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы школьного Президента),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
15

в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная
помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; участие школьников в
работе на прилегающей к школе территории и общественно значимых и
паиятных объектах села;
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой
механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и
коллективом детского общественного объединения, его руководителем,
школьниками, не являющимися членами данного объединения;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в соцсетях;
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом.
На уровне класса:
 участие в организации праздников, акций, тематических вечеров;
 к школе территории и общественно значимых и паиятных объектах села;
На индивидуальном уровне:
 участие школьников в культурных, спортивных мероприятиях сельского и
районного уровня.
 участие в работе на доверенной территории (парки, памятники,
экологические объекты)
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Все организованные экскурсии органично вплетаются в основные виды
деятельности обучающихся в целостном образовательном процессе: на уроках,
во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании и воспитательной
работе. К реализации модуля активно привлекаются социальные партнеры и
родители обучающихся. Таким образом, всѐ социальное окружение – педагоги,
обучающиеся, родители, социальные партнеры – решают общую задачу
приобщения детей к культурному наследию Родины и воспитанию патриотизма.
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
16

благоприятные
условия
для
воспитания
у
старших
подростков
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих
видов и форм деятельности:
 регулярные экскурсии, организуемые в классными руководителями и
учителями (в рамках реализуемых программ ВД и программ классного
руководителя): в музей, в зональную библиотеку, к достопримечательностям
села;
 организация и проведение экскурсий по историческим местам села для
младших школьников;
 литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями школьников в области и за ее пределами для
углубленного изучения биографий проживавших российских поэтов и
писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
 виртуальные экскурсии в музеи и концертные залы мира;
 поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые РДШ;
 одно- и двухдневные походы по окончанию учебного года,
организуемые классными руководителями совместно с родителями
обучающихся и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к
коллективному планированию, коллективной организации (подготовка
необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению
(распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих
им ответственных должностей), коллективному анализу путешествия.
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 организацию элективных курсов по выбору;
 посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах, участие в профориентационных проектах вузов;
 организация профессиональных проб;
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
17

прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных
задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.
3.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает
внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и
стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через
такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
 участие в оформлении и благоустройстве интерьера класса и школы;
 размещение на стенах школы фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в классе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях,
походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций, и т.п.);
 участие в озеленении и уборке пришкольной территории, прополка и полив
клумб;
 создание и поддержание в рабочем состоянии фотозоны к началу каждого
времени года
 разработка, создание и популяризация особой школьной символики
(эмблема класса, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в
школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях школы, ее традициях, правилах.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
 Общешкольный родительский комитет и Совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
18

 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На классном уровне:
 перечисленные мероприятия модуля 3.2. «Классное руководство» раздел
«Работа с родителями учащихся и их законными представителями»;
 родительские форумы класса в социальных сетях, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по нескольким направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами школы с привлечением (при
необходимости и по самостоятельному решению администрации) внешних
экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
 принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
19

стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями с последующим
обсуждением его результатов с заместителем директора по воспитательной
работе.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение и диагностика
личностного роста.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется
анализ
классными
руководителями,
активом
старшеклассников РДШ посредством анкетирования обучающихся.
Полученные результаты обсуждаются на заседании актива РДШ и
методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
 проводимых общешкольных ключевых дел;
 психологической комфортности и степенью сплоченности коллевктивов
классов;
 занятости обучающихся во внеурочное время;
 существующего в школе ученического самоуправления;
 функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
 проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
 профориентационной работы школы;
 организации предметно-эстетической среды школы;
 удовлетворенности родителей образовательным процессом.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (49135) 7-12-42, 8 (49135) 7-13-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».