Положение о системе наставничества педагогических работников.pdf

Положение о системе наставничества педагогических работников
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
"Ижевская средняя общеобразовательная школа
имени К.Э. Циолковского"
Спасского муниципального района Рязанской области
(Утверждено на заседании педагогического совета
10.02.2022 (протокол №3),
введено в действие приказом
№22 от 10.02.2022)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о системе наставничества педагогических работников в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Ижевская
средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского" Спасского
муниципального района Рязанской области определяет цели, задачи, формы
и порядок осуществления наставничества (далее – настоящее Положение) в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Ижевская
средняя общеобразовательная школа имени К.Э. Циолковского" Спасского
муниципального района Рязанской области (далее – Школа).
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
 Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении
которого осуществляется наставническая деятельность.
 Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке
приобретает

новый

опыт,

развивает

необходимые

навыки

и

компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем
самым свои профессиональные затруднения.
1

 Куратор – сотрудник Школы, ее социальных партнеров (других школ,
организаций дополнительного, среднего и высшего профессионального
образования, культуры и спорта, предприятий и др.), который отвечает
за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
 Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития

и

адаптации

к

квалифицированному

исполнению

должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется
наставничество.
 Форма наставничества – способ реализации системы наставничества
через организацию работы наставнической пары/группы, участники
которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
 Персонализированная программа наставничества – краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая
описание форм и видов наставничества, участников наставнической
деятельности, направления наставнической деятельности и перечень
мероприятий,

нацеленных

на

устранение

выявленных

профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его
сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1) принцип научности (предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических
работников);
2) принцип системности и стратегической целостности (предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным
охватом всех необходимых компонентов системы образования на
федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне
Школы);

2

3) принцип легитимности (подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества федеральной и региональной
нормативно-правовой базе);
4) принцип обеспечения суверенных прав личности )предполагает
приоритет интересов личности и личностного развития педагога в
процессе его профессионального и социального развития, честность и
открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и
наставника);
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип

аксиологичности

наставляемого

и

(подразумевает

наставника

формирование

у

отношений

к

ценностных

профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и
окружающей среде, общечеловеческим ценностям);
7) принцип

личной

ответственности

ответственное

(предполагает

поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора,
наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества,
его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества);
8) принцип

индивидуализации

и

персонализации

наставничества

(направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для
наставляемого индивидуальной траектории развития);
9) принцип равенства (признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей
системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой
позиции в системе наставничества).
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу Школы. Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях

плана

реализации

персонализированной

программы

наставничества принимает директор Школы в исключительных случаях при
3

условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в Школе и
замены их отсутствия.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА.
ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в Школе –
реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
Школе,

способствующей

непрерывному

профессиональному

росту

и

самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических
работников,

самореализации

и

закреплению

молодых/начинающих

специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
1)

содействовать созданию в Школе психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов
путем

проектирования

их

индивидуальной

профессиональной

траектории;
2)

оказывать

помощь

в

освоении

цифровой

информационно-

коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного
профессионального

развития

и

методической

поддержки

педагогических работников Школы, региональных систем научнометодического

сопровождения

педагогических

работников

и

управленческих кадров;
3)

содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитию горизонтальных связей

в сфере наставничества на

школьном и внешкольном уровнях;
4)

способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности
использования современных информационно-коммуникативных и
4

педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том
числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
5)

содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических

кадров,

в

том

числе

молодых/

начинающих

педагогов;
6)

оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к
условиям осуществления педагогической деятельности Школы,
ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в
преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;

7)

обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков

педагога,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество;
8)

ускорять процесс профессионального становления и развития
педагога, в отношении которых осуществляется наставничество,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять

возложенные

функциональные

обязанности

в

соответствии с замещаемой должностью;
9)

содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
соответствующего профессионально-этическим принципам, а также
требованиям, установленным законодательством;

10) знакомить

педагогов,

наставничество,

с

в

отношении

эффективными

которых
формами

осуществляется
и

методами

индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на
развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень.
2.3. В Школе применяются разнообразные формы наставничества по
отношению к наставнику или группе наставляемых: «педагог – педагог»,
5

«директор Школы – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/
колледжа – молодой педагог Школы» и др.
Конкретная форма наставничества выбирается в зависимости от цели
персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся
кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в
зависимости от запланированных эффектов.
Аналогичным образом выбираются виды наставничества: виртуальное
(дистанционное) наставничество, наставничество в группе, краткосрочное
или

целеполагающее

наставничество,

реверсивное

наставничество,

ситуационное наставничество, скоростное, традиционное и др.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации

наставничества

с

использованием

информационно-

коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы
для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества,
тематические

интернет-порталы

и

др.

Обеспечивает

постоянное

профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником
и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник –
наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более
человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество означает, что наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для
постановки

конкретных

целей,

ориентированных

на

определенные

краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные
усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
6

Реверсивное наставничество подразумевает, что профессионал младшего
возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых
тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником
молодого

педагога

в

вопросах

методики

и

организации

учебно-

воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество состоит в том, что наставник оказывает
помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них;
роль наставника здесь состоит в том, чтобы обеспечить немедленное
реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное

наставничество

–

однократная

встреча

наставляемого

(наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/
компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими
работниками, объединенными общими проблемами и интересами или
обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать
цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным
опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный
– равному»).
Традиционное наставничество («один-на-один») – взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Наставничество организуется в соответствии с настоящим Положением.
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия директором Школы.
3.3. Директор Школы:

7

 осуществляет

общее

(применения)

руководство

системы

и

(целевой

координацию
модели)

внедрения

наставничества

педагогических работников в Школе;
 издает локальные акты Школы о внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества и организации наставничества
педагогических работников в Школе;
 утверждает

куратора

реализации

программ

наставничества,

способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает
их;
 утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
настоящего Положения;
 издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/ групп с
письменного

согласия

дополнительных

их

участников

обязанностей,

на

связанных

возложение
с

на

них

наставнической

деятельностью;
 способствует

созданию

сетевого

взаимодействия

в

сфере

наставничества, осуществляет контакты по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях,
форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
 способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального

мастерства

педагогических

работников,

аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
 назначается директором Школы из числа заместителей директора;
 своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в Школе педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;

8

 предлагает директору Школы для утверждения состава школьного
методического объединения наставников для утверждения (при
необходимости его создания);
 разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
настоящего Положения;
 ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых,
в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета;
 формирует банк индивидуальных/ групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет
описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно со
школьным методическим объединением наставников;
 осуществляет

координацию

деятельности

по

наставничеству

с

ответственными и неформальными представителями региональной
системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
 организует

повышение

уровня

профессионального

мастерства

наставников;
 курирует процесс разработки и реализации персонализированных
программ наставничества;
 организует совместно с директором Школы мониторинг реализации
системы наставничества педагогических работников в Школе;
 осуществляет

мониторинг

эффективности

и

результативности

реализации системы наставничества в Школе, оценку вовлеченности
педагогов

в

квалификации
аналитический
реализации

различные

формы

педагогических
отчет

о

наставничества

работников,

реализации

персонализированных

и

формирует

системы
программ

повышения
итоговый

наставничества,
наставничества

педагогических работников;
 фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения.
9

3.5. Методическое объединение наставников (при его наличии):
 совместно с куратором принимает участие в разработке локальных
актов и информационно-методического сопровождения в сфере
наставничества педагогических работников в Школе;
 ведет учет сведений о молодых/ начинающих специалистах и иных
категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и
закрепляет

пары

(группы)

наставников

и

наставляемых

по

определенным вопросам (предметное содержание, методика обучения
и преподавания, воспитательная деятельность, организация урочной и
внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение
наставляемых и наставников и т.п.);
 разрабатывает,
программы

апробирует

наставничества,

и

реализует

содержание

персонализированные
которых

соответствует

запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников;
 принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
 осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества
мастерства,

к

мероприятиям:

форумам,

конкурсам

научно-практическим

профессионального
конференциям,

фестивалям и т.д.;
 осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое,
обеспечение

реализации

персонализированных

программ

наставничества в Школе;
 участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
 является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
 совместно с директором Школы, куратором реализации программ
наставничества

участвует

в

разработке

материальных

и

нематериальных стимулов поощрения наставников;
10

 принимает

участие

наставничества

в

формировании

педагогических

банка

работников,

лучших

практик

информационном

сопровождении персонализированных программ наставничества на
сайте Школы.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
4.1. Права наставника:
 привлекать

для

оказания

помощи

наставляемому

других

педагогических работников Школы с их согласия;
 знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении
которого осуществляется наставничество;
 обращаться с заявлением к куратору и директору Школы с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника;
 осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
 руководствоваться

требованиями

законодательства

Российской

Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми
актами при осуществлении наставнической деятельности;
 находиться

во

взаимодействии

осуществляющими

работу

с

со

структурами

наставляемым

по

Школы,
программе

наставничества;
 осуществлять включение молодого/ начинающего специалиста в
общественную

жизнь

коллектива,

содействовать

расширению

общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном
примере;

11

 создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом

процессе

через

привлечение

к

инновационной

деятельности;
 содействовать укреплению и повышению уровня престижности
преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях
для

молодых/

начинающих

педагогов

различных

уровней

(профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
 участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении
или применении мер дисциплинарного воздействия;
 рекомендовать участие наставляемого в профессиональных конкурсах,
оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
5.1. Права наставляемого:
 систематически повышать свой профессиональный уровень;
 участвовать

в

составлении

персонализированной

программы

наставничества педагогических работников;
 обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
 вносить

на

рассмотрение

персонализированных

предложения

программ

по

совершенствованию

наставничества

педагогических

работников Школы;
 обращаться к куратору и директору Школы с ходатайством о замене
наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
 изучать Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в актуальной редакции), иные федеральные,
12

региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые
акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в
сфере наставничества педагогических работников;
 реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
 соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Школы;
 знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией,
основные направления профессиональной деятельности, полномочия и
организацию работы в Школе;
 выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
 совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
 устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
 проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в
работе и учебе;
 учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПАР (ГРУПП)
НАСТАВНИКОВ И ПЕДАГОГОВ,
В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
НАСТАВНИЧЕСТВО
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:

13

 профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или
наставляемых;
 у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес
и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в
рамках программы наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом директора Школы.

7. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1.

Завершение

персонализированной

программы

наставничества

происходит в случае:
 завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
 по инициативе наставника или наставляемого и/ или обоюдному
решению (по уважительным обстоятельствам);
 по

инициативе

куратора

(в

случае

недолжного

исполнения

персонализированной программы наставничества в силу различных
обстоятельств со стороны наставника и/ или наставляемого – форсмажора).
7.2. По обоюдному согласию наставника и наставляемого/ наставляемых
педагогов возможно продление срока реализации персонализированной
программы наставничества или корректировка ее содержания (например,
плана мероприятий, формы наставничества).

14

8. УСЛОВИЯ ПУБЛИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
НА САЙТЕ ШКОЛЫ
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном
сайте Школы создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества педагогических работников, базы наставников и
наставляемых,

лучшие

кейсы

персонализированных

программ

наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и
локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических
работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и
программ наставничества педагогических работников в Школе и др.
8.2.

Результаты

персонализированных

программ

наставничества

педагогических работников в Школе публикуются после их завершения.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
директором Школы и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами, а также локальными нормативными актами Школы.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.08.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (49135) 7-12-42, 8 (49135) 7-13-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».